Историческая справка

Историческая справка

Дом № 53 на Невском проспекте включен КГИОП в перечень «вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» и значится в охранных списках как «Дом А.Г.Чадаева».

Сергей Лебедев
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
ДОМ № 53
Санкт-Петербург
2008

1. ДОМ ВДОВЫ ОЛЬХИНОЙ

Трехэтажное здание на этом участке появилось в начале XIX века. Владелицей дома в середине XIX столетия являлась вдова капитана Елизавета Алексеевна Ольхина, при которой, судя по указаниям известного «Атласа тринадцати частей С.Петербурга с подробным изображением набережных, улиц, переулков, казенных и обывательских домов», составленного Н.Цыловым в 1849 году, дом числился уже четырехэтажным, 16-ти сажен в длину.

2. СТАРОСТА КАЗАНСКОГО СОБОРА АЛЕКСЕЙ ЧАДАЕВ

В начале 1880-х годов новым владельцем здания становится потомственный почетный гражданин, коммерции советник, церковный староста Казанского собора, крупный петербургский купец, торговец Алексей Григорьевич Чаадаев (Чадаев). Он являлся также управляющим домом № 25 на Невском проспекте, принадлежавшим Казанскому собору.

Для А.Г.Чаадаева здание в 1882 году перестраивается под доходный дом по проекту техника Михаила Андреевича Андреева, выстроившего в Санкт-Петербурге множество доходных домов.

Историк петербургской архитектуры Б.М.Кириков отмечает: «Самый активный петербургский строитель конца XIX века, Андреев надстроил четвертый этаж и переоформил фасад в характере «стиля Людовика XVI».

С тех пор дом снаружи не перестраивался и не подвергался каким-либо серьезным архитектурным переделкам.

3. КОММЕРСАНТЫ, НОТАРИУС И КИНЕМАТОГРАФ

В доме находились, согласно справочнику П.О.Яблонского «Адресная книга города Санкт-Петербурга» на 1900 год: магазин металлических изделий купца Андрея Ефимовича Преловского; «грузинский погреб» мещанина Осипа Георгиевича Бабунидзе; москательная торговля купчихи Феодоры Дмитриевны Петровой; колбасная крестьянина Дмитрия Федоровича Ляпенкова; мелочная и хлебная торговля крестьянина Дмитрия Григорьевича Чадаева; меблированные комнаты мещанки Амалии Карловны Менц; нотариальная контора действительного статского советника, нотариуса Николая Николаевича Ивановича; производство бетонных работ санкт-петербургского купца Александра Леонтьевича Шиллера; фортепианная мастерская, прокат и продажа ремесленника Фридриха Абрамовича Мундингера.

В доме жили: дочь действительного статского советника Александра Павловна Рогова, статский советник Николай Эммануилович Тагианосов, коллежский асессор Владимир Андреевич Сорокин, «не имеющий чина» Николай Иванович Марков, купец Иван Федорович Ушаков, кандидат прав Павел Григорьевич Зданович, дочь дворянина, учительница Фелиция Игоревна Львович-Кострицо, санкт-петербургский купец Иван Павлович Исаков, мещанин Юлий Федорович Гроссман, купец Александр Филиппович Феттер, надворный советник Иван Иванович Марков, шведский подданный Карл Федорович Лунд, коллежский регистратор Александр Константинович Железко, домашняя учительница Елизавета Яковлевна Кинлох, купец Архип Федорович Ушаков, санкт-петербургский мещанин Григорий Алексеевич Боров, саксонский подданный Карл Карлович Рихтер, дочь капитана Александра Андреевна Тимофеева, мещанин Рихард Францевич Таль, вдова коллежского секретаря Анна Ивановна Хитулина, дочь унтер-офицера Мария Васильевна Лукьянова, вдова капитана Мария Константиновна Сперанская.

Дом принадлежал санкт-петербургскому купцу Алексею Григорьевичу Чадаеву, а управляющим зданием в «Адресной книге» значился петербургский купец Александр Алексеевич Чадаев. В этом же доме, кажется, располагалась и контора А.Г.Чадаева и его сыновей.

На сохранившейся фотографии начала 1900-х годов на фасаде дома видны рекламные вывески частной лечебницы «Ингалятория», колбасной лавки, москательной торговли Ф.Д.Петровой, заведения «Центральные меблированные комнаты «Бельэтаж», «Театра-комик» «Патэ», нотариальной конторы «Н.Г.Гугель».

До революции 1917 года здесь также располагались фабрика кинематографиста и фотографа А.О.Дранкова, книжный магазин Д.В.Чичинадзе, кинематограф (то есть кинотеатр) «Маяк».

Один из биографов Невского проспекта Р.А.Сомина еще в 1950-х годах отметила, что в 1900-х годах «кинематограф становится доходным делом. Поэтому для его содержания домохозяева не останавливаются перед значительными внутренними переделками старых зданий и даже постройкой новых. И все же зрительные залы были крайне неудобными, так как в погоне за барышом владельцы стремились устраивать как можно больше мест, не заботясь об их удобстве, размерах фойе, выходах».

Это замечание, по-видимому, не относится к «Театру-Комик», в котором тоже демонстрировались киноленты. «Комик» работал в доме и в 1914 году. В 1913 году по проекту архитектора А.Я.Ромасько помещения «кинематографа» внутри были переделаны и «броско оформлены» в стиле модерн, наподобие им же отделанного кинотеатра «Мулен-Руж» в соседнем доме № 51. Полуподвальные помещения снабжены объемными витринами.

Здесь, по-видимому, некоторое время выступала антреприза знаменитого в те годы «Театра Валентины Линн» (Лин) или просто «Театр Лин», в репертуаре которого были незамысловатые, развлекательные фарсы, оперетки, легкие и веселые пьески, рассчитанные на «невзыскательный вкус».

Художник Николай Васильевич Кузьмин в своей книге «Страницы былого» пишет о том, что в среде тонких ценителей искусства в начале XX века было принято «презирать мещан, которые ломятся в Невский Фарс ради того, что на пять минут появляется на сцене в роли натурщицы Валентина Лин, затянутая в розовое трико, а они рассматривают ее в бинокли».

4. ИЗДАТЕЛЬСТВО «БЫЛОЕ»

В 1920-х годах в доме располагалось издательство знаменитого журнала «Былое», который еще в дореволюционную эпоху прогремел на всю Россию расследованиями борьбы революционеров с тайной полицией России в XIX веке, за что этот орган печати был закрыт царскими властями. В 1900-х годах редактором-издателем журнала являлся историк и журналист В.Л.Бурцев, разоблачивший агента охранки Евно Фишелевича Азефа.

Под редакцией известного историка П.Е.Щеголева в 1920-х годах издательство «Былое» продолжало заниматься выпуском книг, посвященных истории революционного движения в России, главным образом о «декабристах» и «народниках», возобновило выпуск журнала «Былое».

СПРАВКА

ЩЕГОЛЕВ Павел Елисеевич (1877-1931) – историк, литературовед, архивист, «пушкинист», «декабристовед», биограф, редактор, издатель. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, участник студенческих беспорядков. Выслан в Вологду, ссылку отбывал в 1901-1903 годах вместе с Н.А.Бердяевым, А.В.Луначарским, Б.В.Савинковым, А.М. Ремизовым, с которыми впоследствии поддерживал постоянные дружеские и деловые контакты. Исследовал и публиковал материалы по истории революционного движения в России; издал мемуары декабристов. Автор книг «Декабристы», созданной к 100-летию мятежа на Петровской (Сенатской) площади, «Первый декабрист Владимир Раевский», «Грибоедов и декабристы», а также ряда исследований о Пушкине – в частности, книг «Пушкин и мужики», увлекательного и не потерявшего своего научного значения труда «Дуэль и смерть Пушкина» и других.

Редактор журнала «Былое» в 1906-1907 и 1917-1926 годах, в издании которого самым активным образом участвовали В.Я.Богучарский (Яковлев), Н.П.Павлов-Сильванский. В 1907 году был арестован за публикацию в своем журнале материалов революционной направленности и заключен на два года в Петропавловскую крепость; журнал же «Былое» был закрыт. Корней Иванович Чуковский вспоминал: «Я познакомился с ним в 1906 году в одном из игорных притонов. Его приговорили тогда к заключению в крепости, и он накануне ареста проводил в этом лотошном клубе свою, как он говорил, последнюю ночь. Я попал в этот притон впервые вместе с Сергеевым-Ценским. Мы взяли за рубль одну карту на двоих и сразу же выиграли… мы закричали в восторге: «Мы выиграли ! Мы выиграли ! Прекратите игру». Все обратили на нас внимание – в том числе Щеголев, сидевший в соседней комнате. Он по-домашнему расположился за круглым столом, за которым сидели сторублевые кокотки, чинные, как классные дамы, одетые богато, но скромно. Этим девам Щеголев раздавал по рублю, чтобы все они покупали себе карту лото, но когда кто-нибудь из них выигрывал, половину выигрыша она отдавала Павлу Елисеевичу. Он же держал себя так, словно он – размашистая натура – прожигает жизнь».

И.Е.Баренбаум в работе «Книжный Петербург. Три века истории. Очерки издательского дела и книжной торговли» (2003 г.) отмечает: «Издательство и контора издательства «Былое» одно время находились на Литейном проспекте, 21, квартира № 16, затем переехали на проспект 25 Октября (Невский проспект, 53).

На смену «Былому» вскоре пришло кооперативное книгоиздательство «Книгосоюз», также работавшее в этом доме.

5. ПРОКУРАТУРА, НАРОДНЫЙ СУД И КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ

Согласно «Путеводителю по Ленинграду» на 1933 год, в доме располагались продмаг № 4 Торгсина, «Силикатно-метизо-москательное объедин. – СММО Центросоюза», Прокуратура г. Ленинграда. По справочнику «Весь Ленинград» за 1935 год выходит, что в доме уже работал Народный суд.

В 1950-х годах в первом этаже дома стала работать Ленинградская городская коллегия адвокатов, президиум которой размещался здесь и в 1990-х годах.

Для нас оказались неожиданными данные о здесь размещавшейся в начале 1990-х годов библиотеке, о которой в «Справочнике-путеводителе по библиотекам Санкт-Петербурга» (1993) говорится: «Библиотека Президиума коллегии адвокатов С.-Петербурга… Невский пр., 53… Основана в 1922 г. Литература по государству и праву, юридическим наукам. Фонд 8 тыс. экз.: книги и журналы. Большую часть фонда составляют нормативные акты. Обслуживание на абонементе и в читальном зале. Копирование документов. Картотеки: тематические».

В 2000-х годах в здании располагалась Адвокатская палата Санкт-Петербурга.

В начале 1991 года в полуподвальных помещениях дома работали также продовольственные магазины № 34 (мясо) и № 27 (сыр, молоко), известные всему Ленинграду. Здесь продавались продукты «высшего качества».

6. ЖУРНАЛ «ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПАНОРАМА»

С 1950-х годов здесь располагалась редакция журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», в 1982 году переименованного в «Ленинградскую панораму». В 1990-х годах журнал выходил под названием «Петербургская панорама». Во времена «Строительства и архитектуры Ленинграда» это был главный орган печати Ленинграда, подробно освещавший проблемы городской архитектуры, монументальной скульптуры, строительства массовых зданий и градостроительства в целом. На страницах журнала появлялись материалы, посвященные истории петербургской архитектуры, прошлому города и его отдельных зданий. Публиковались интервью с видными архитекторами, скульпторами и художниками Ленинграда, материалы совещаний, семинаров, круглых столов в Главном архитектурно-планировочном управлении Ленгорисполкома (ГлавАПУ), информация о градостроительных планах и намерениях городских властей. Большое внимание уделялось сооружению новых станций метрополитена.

Одним из активных сотрудников «Ленинградской панорамы» в 1970-х – 1980-х годах являлся В.М.Тареев – супруг Беллы Курковой, впоследствии видной деятельницы ленинградского – петербургского телевидения и народного депутата. На рубеже 80-х и 90-х годах она руководила городским 5-м каналом ГТРК «Петербург», а затем возглавляла корпункт радио и телевидения России в Санкт-Петербурге.

В середине 1980-х годов журнал значительно видоизменился, превратившись в общественно-политический «орган печати», в котором поднимались острые вопросы, затрагивавшие «общегородскую» тематику. Материалы по истории города сохранялись. В «Ленинградской панораме», превратившейся в публицистическую площадку, публиковались авторы, придерживавшиеся самых разных политических воззрений – от «почвенников» и «националистов» вроде В.И.Грибанова до «либералов». Многие из них стояли в так называемой «культурной оппозиции» по отношению к коммунистическим властям.

На страницах «Ленинградской панорамы» печатались многие журналисты, ставшие впоследствии редакторами и ведущими обозревателями крупнейших городских периодических изданий – например, Т.И.Лиханова, О.С.Кузин и другие. В самом начале «горбачевской перестройки», в № 5 «Ленинградской панорамы» за 1985 год, с передовой статьей выступил Олег Кузин – в ту пору секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ. Статья «Прочные знания, готовность к труду» весьма любопытна своим пафосом призыва к молодежи повышать уровень знаний и необходимостью готовиться к труду и обороне.

7. ЧАСЫ НА ФАСАДЕ

В 1906 году на лицевом фасаде здания появились одни из первых электромеханических часов в Санкт-Петербурге. Часы, установленные на доме № 53, долгие десятилетия не работали – чуть ли не с конца 1940-х годов. В 1997 году их отреставрировали.

В ту пору городские власти поставили перед Управлением эстетики Комитета по градостроительству и архитектуре задачу и КГИОП отремонтировать и отреставрировать старинные уличные часы Санкт-Петербурга, которых насчитывается около пятидесяти (распоряжение губернатора № 78 от 17 июля 1996 года). Под руководством тогдашнего главного художника города И.Г.Уралова была создана специальная «Служба времени», которая и занялась этой задачей.

На доме № 53 по Невскому проспекту для восстановления часов пришлось заново изготовить циферблат, стрелки, лицевой обвод и почти полностью двигатель, многие детали которого были утрачены. На циферблате часов изображены буквы старославянского алфавита в дополнении к римским цифрам.

Наталья Муратова в газете «Час пик» сообщила некоторые подробности о ремонте часов: «Механизм для них был изготовлен в Швейцарии, а корпус и циферблат – отечественного производства. За 90 лет разрушилось все: и лицевой обод, и циферблат, и стрелки, и механизм. В ходе восстановления механизм был разобран, промыт, исправлены повреждения – деформации осей и колес. Циферблат, стрелки, лицевой обод изготовлены заново с использованием современных материалов и технологий. Были подобраны наиболее надежные красители для корпусных деталей. При этом внешний облик часов бережно сохранен. Теперь часы будут иметь современную точность хода, а с наступлением темноты будет автоматически включаться подсветка».

Уличный хронометр вновь стал отсчитывать ход неумолимо текущего времени 23 мая 1997 года.

8. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕЛЬТА» И СОРОС

В 1999 году в доме № 53 по Невскому проспекту располагалось издательство «Дельта», финансировавшееся из-за рубежа американским миллиардером Соросом. Елена Кузнецова в еженедельнике «Недвижимость и строительство Петербурга» в декабре 1999 года писала: «К Новому году «Дельта» получила подарок от Фонда Сороса (выигранный на конкурсе) – грант на издание книги «Чудес палата», посвященной первому российскому музею – Кунсткамере».

В 1999-2000 годах на фасаде дома имелись рекламные вывески располагавшихся здесь развлекательного центра «Невский, 53» (салон игровых автоматов, бар-биллиард «Джекпот») и бара-ресторана «Тапас». В 2004 году в доме находились модный дом «Елена Цветкова».

9. Grand cafe FR

В декабре 2008 года на первом этаже открылся новый французский ресторан европейской кухни FR. Сочетание этих букв — FR — устроители заимствовали с вензелей на витринных фонарях, которые сохранились со времен начала двадцатого века. Сегодня объемные витрины окон-фонарей полностью отреставрированы. Исследователи умалчивают информацию о происхождении букв на вензелях, что дает современным посетителям и владельцам заведения простор для фантазий на заданную названием ресторана тему. Некоторые видят связь изысканных внутренних интерьеров ресторана FR с лучшими образцами французских ресторанов, исполненных в стилистике АР-НУВО, другие считают, что FR – это РФ, но только наоборот. …