ПАН ИЛИ ПРОПАН?

Власти одурманили автомобилистов газом Цены на бензин в
Москве, как и по всей России, начали расти с конца апреля, с мая
понеслись галопом, а сейчас ползут вверх и, кстати, совсем не
медленно. Немудрено, что многие автовладельцы не на шутку
задумались и решили: пора переходить на более дешевое топливо —
газ. Казалось бы, какие проблемы? Газа в России полно.
Но тут оказалось, что городские власти, столько лет
уговаривавшие частников отказаться от «экологически грязного
бензина», к такому повороту абсолютно не подготовились. Результат
«на лице»:
громадные очереди на газозаправочных станциях, в которые
попали тысячи поверивших агитации властей москвичей.
Вчера корреспонденты «МК» наведались на одну из московских
газозаправок — станцию АГНС-10, недалеко от Волоколамского шоссе.
Уже в 11 утра у заправки выстроился хвост из нескольких
десятков машин. «Жигули», иномарки, но больше всего «Газелей».
— Наша станция одна из старейших — работает с 1982 года, —
рассказал начальник смены Александр Зубицкий. — Но такого наплыва
клиентов у нас не было никогда. Ажиотаж начался на самом деле еще
два года назад. Мы едва поспевали обслуживать машины. А сейчас и
вовсе — такая очередь… Сейчас за день заправляем около 600
машин. Причем в последнее время частников все больше и больше,
наверное процентов 99.
пропанплюс в огромных количествах используется в быту, он в
жутком дефиците, — говорит начальник отдела экологии управления
транспорта и связи правительства Москвы Валерий Антифеев.
На одной полной заправке водитель экономит около 150 рублей.
Переоборудование машины на сжиженный газ обходится в 400
долларов. Но это в том случае, если установка импортная. Как
показывает практика, многие автовладельцы устанавливают более
дешевое отечественное оборудование.
Поэтому городские власти, спохватившись, сейчас в срочном
порядке начинают агитировать автовладельцев за метан, которого в
Москве навалом. Но в который раз то, что выгодно государству,
невыгодно простому смертному.
— На переоборудование своей машины я потратил 6 тысяч, —
поделился с нами пожилой владелец «жигуленка». — Езжу уже три
месяца. Экономия ощутимая. Если бы еще побольше заправок было…
Да, есть тут одно весьма ощутимое «но». Автомобиль можно
заправлять двумя видами газа: жидким пропан-бутаном и метаном.
Первый, сжиженный, идет для заправки баллонов газовых плит
(особенно популярен он в Подмосковье и среди дачников). Второй же
— обычный «сетевой» газ.

— Метан в автомобильные баллоны закачивается под высоким
давлением, — объясняет г-н Антифеев, — и баллоны для него нужны с
более толстыми стенками, чем для пропана. Металлические слишком
тяжелы, поэтому приходится ставить металлопластик. А он вдвое
дороже «пропанового» баллона. И потому непопулярен у
автовладельцев.
Кроме того, и сеть метановых станций, в отличие от хорошо
разветвленной пропановой, только начинает разворачиваться.
Метановых автозаправок в столице сейчас всего 20. Десять на
МКАД, 10 в ближнем Подмосковье.
— Но зато, — убеждают городские власти, — это крупные станции,
на 550 заправок в сутки. И в ближайшее время ситуация
переломится. Мы хотим наводнить Москву небольшими метановыми
станциями- «малышками» на 50 заправок. Первая начнет работать в
декабре на 41-м автокомбинате. Чуть позже вступит в строй
многотопливная станция в поселке Коммунарка. Потом начнем
оснащать ими гаражные кооперативы. По оптимистическим прогнозам,
в ближайшие два-три года число метановых станций должно
удвоиться. Но даже если сие свершится (во что, честно сказать,
верится слабо), для Москвы это все равно — капля в море. Каждая
станция обходится в 200 тысяч долларов. Без крупных инвестиций
город эту программу не осилит. В который раз городские власти не
смогли спрогнозировать ситуацию.
— Наверное, процентов 10 наших постоянных клиентов, — говорят
газозаправщики, — отказались от газа. Говорят, нервы и время им
дороже, чем деньги…