Купить шины в Новосибе

Скандинавские шинники придумали, как экономить на пошлинах.
Финская компания Nokian Tyres осенью этого года начнет
производить в России зимние шины под торговой маркой Nordman.
Заказ будет размещен на одном из предприятий холдинговой компании
«Амтел». Финны выбрали путь BMW, которая размещает заказы на
сборку машин на калининградском «Автоторе».
Подобный бизнес не требует инвестиций, зато позволяет снизить
себестоимость продукции и избежать высоких таможенных пошлин.
Президент Nokian Ким Гран (Kim Gran) считает новый проект
«важным шагом для компании в укреплении ее роли как производителя
на стратегически важном и растущем рынке». В 2002 г. Nokian
планирует выпустить в России 200 тыс. шин марки Nordman. Пока
объем производства невысокий. Мощность отечественных предприятий
куда больше — Ярославский шинный завод, например, производит
более 2 млн шин в год. В целом же, по данным
Научно-исследовательского института шинной промышленности
(НИИШП), в России ежегодно выпускается около 20 млн шин — из них
5-6 млн зимних. Завод Nokian в Финляндии выпускает более 4 млн
легковых шин в год. Правда, финны планируют постепенно нарастить
объемы производства и в России.
«Продукция, которую Nokian ввозила до сих пор, занимает 5-7%
российского рынка. Но их шины узнаваемы и хорошо продаются, поэтому купить шины новосибирск сегодня очень легко, несмотря на то что они в два раза дороже отечественных», — говорит Константин Путанкин, зам. генерального директора НИИШП.
Финны посчитали, что высокая цена и есть главное препятствие
для дальнейшего продвижения на российском рынке. Ради удешевления
продукции Nokian и пошла на сотрудничество с «Амтел». По словам
Алексея Шакиртдинова, представителя холдинговой компании «Амтел»,
произведенные в России шины будут на 25-30% дешевле импортных.
По информации «Финансовых Известий», финский заказ будет
размещен на Кировском шинном заводе, одном из четырех шинных
предприятий «Амтела». О смене владельца, покупке акций или
инвестициях со стороны Nokian речи не идет, подчеркивают в
«Амтеле».
«В этом году предприятие произведет 3 млн шин, к 2005 г. мы
доведем объемы до 5 млн в год. Мы выпускаем резину не только для
легковых автомобилей, но и для «Газелей», для оборонной
промышленности. От этого ассортимента «Амтел» не собирается
отказываться. Nokian займет на заводе всего одну линию», —
объясняет Шакиртдинов.
В 2000-2001 гг. «Амтел» вложила в модернизацию Кировского
шинного завода более $20 млн. Технологические линии компании
«Амтел» финнов полностью удовлетворили. До этого Nokian уже
пыталась наладить сотрудничество с другими российскими
предприятиями. По словам Путанкина, финны договаривались с
Ярославским и Бобруйским заводами, но не смогли поделить будущие
прибыли.
«Сейчас многие западные компании переходят на производство шин
в России. Например, французская Michelin строит завод в
Подмосковье, немецкий Continental AG ведет переговоры о покупке
контрольного пакета Московского шинного завода, — рассказывает
Андрей Бочаров, менеджер отдела логистики компании МВО. — Все это
делается ради удешевления себестоимости». Но, в отличии от
конкурентов, Nokian не тратит на это ни копейки. Этот путь
опробовала компания Bridgestone, которая с 2001 г. выпускает
легковые шины марки Forito совместно все с той же компанией
«Амтел». Амар Гайдаров, представитель Bridgestone, считает этот
проект успешным и говорит, что заказы в России серьезно увеличили
общие объемы продаж компании на российском рынке. «Вероятно, в
целом увеличатся и продажи Nokian. Но что-либо конкретное сказать
сложно, поскольку непонятно, на какую целевую группу будет
ориентирована эта продукция. Произведенные здесь шины Nokian
окажутся дешевле импортных, но дороже российских», — говорит
Гайдаров.
Сейчас конкуренты затрудняются ответить, окажут ли планы
Nokian серьезное воздействие на рынок. «Все уже поделено», —
считает Бочаров.
* * *.
ПРОГНОЗ.
Nokian вряд ли удастся существенно изменить расстановку сил на
рынке.
Тем более, что с сентября 2002 г. производители ожидают
изменения таможенных пошлин, которые сейчас составляют 20%, но не
менее 7,5 евро за штуку. Если пошлины снизят, то размещение
заказов в России станет делом бессмысленным.