Оперативная ликвидация разливов нефти

Открытие терминала ‘ЛУКОЙЛ-II’:
событие, важное не только для нефтяников, но и для всей России
Еще несколько лет назад город Высоцк Ленинградской области разделял судьбу многих маленьких городов России: дефицит рабочих мест, жители заняты либо сельским хозяйством, либо поисками работы в больших городах. Но вот уже в течение двух лет жизнь здесь кипит с новой силой — недалеко от Высоцка компания ‘ЛУКОЙЛ’ строит распределительно-перевалочный комплекс по перевалке нефтепродуктов
И менее чем за два года интенсивного строительства первая очередь терминала готова к работе — 16 июня 2004 года торжественно откроется терминал ‘ЛУКОЙЛ-II’.
Уникальное географическое положение позволяет Ленинградской области занять особое место в системе топливно-энергетического комплекса страны.
Сегодня, когда отрасли российского ТЭКа дают не менее 60% валютных поступлений в страну, значение Ленинградской области постоянно возрастает. Так что наш регион становится не просто окном, а настоящими вратами в Европу.
Но если акваторию терминала контролирует ‘ЛУКОЙЛ’, то Финский залив используют многие компании, и нельзя полностью исключать возможность возникновения экстремальных ситуаций. Для того чтобы в любой момент оперативно и грамотно провести ликвидацию разливов нефти, компания ‘ЛУКОЙЛ’ разработала специальную программу ‘План ликвидации аварийных разливов нефти’.
В мае прошли крупные учения на акватории РПК по ликвидации последствий аварии. Они показали отличную подготовку всех служб терминала.
Строительство новых портов, появление новых промышленных объектов, развитие трубопроводной системы — все это способствует процветанию Ленинградской области. Компании перечисляют налоги в местный бюджет. Появляются новые рабочие места, строятся дороги. Большинство крупных компаний, приходя на новое место, принимает участие в решение социальных проблем населения.
Большая компания —
большая ответственность
Еще за два месяца до начала строительства президент компании и губернатор Ленинградской области встретились, чтобы обсудить планы взаимодействия. В результате было подписано соглашение, в соответствии с которым нефтяники взяли на себя обязательства помогать развитию социальной инфраструктуры области, а руководители области — содействовать в рамках существующего законодательства согласованию проекта РПК и его строительства.
Естественно, что руководители области и представительства президента по СЗФО участвовали в закладке камня на месте будущей стройки 28 июня 2002 года. Контакты не ограничиваются только торжественными церемониями. В течение этого года прошло два рабочих совещания, где обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры региона, ввода в действие первого пускового комплекса первой очереди РПК. Одно совещание — при полномочном представителе президента России в СЗФО — прошло 27 июня на строительной площадке РПК, другое — 30 сентября в Доме правительства Ленинградской области.
Это деловое сотрудничество частной компании и государства вполне понятно: ряд объектов, входящих в состав РПК ‘ЛУКОЙЛ-II’, такие как система управления движения судами, акватория, объекты глобальной морской системы спасения и бедствия, перейдет в государственную собственность. По сути дела, ‘ЛУКОЙЛ’ осуществляет инвестирование в строительство, в том числе и госсобственности, за счет как собственных средств, так и привлеченных средств кредиторов, при этом обязательства по кредитам берет на себя.
В интересах людей
Но тесное взаимодействие с органами госвласти — лишь одна сторона стратегии компании ‘ЛУКОЙЛ’. Не менее важное значение придают связям с общественностью. Действовать в интересах страны, региона для компании означает выстраивать свой бизнес так, чтобы конкретным людям в конкретном месте жилось лучше. Вот почему так важно вовремя донести до них свои планы и услышать их мнения. Именно с этой целью в начале 2003 года в Петербурге и Высоцке прошли общественные слушания по проекту. В них участвовали как представители власти, министерств и ведомств, так и жители Высоцка. В конце слушаний пришли к согласию — терминал нужен Ленинградской области.
Компания ‘ЛУКОЙЛ’ всегда помогает региону, где развивает производство. Так, в конце 2002 года в рамках губернаторской программы представители ‘ЛУКОЙЛа’ купили 10 специально оборудованных автобусов для школьников Ленинградской области, направили $250 тысяч областной клинической больнице для приобретения стимулятора-томографа. В 2003 году компания оплатила выпуск учебника для старшеклассников по краеведению Ленобласти.
В Высоцке компания регулярно помогает школе, оплатила строительство колодца. А в середине мая было подписано соглашение между компанией ‘ЛУКОЙЛ’ и администрацией Выборгского района о финансировании строительства спортивного зала.
— В РПК уже практически укомплектован штат, — говорит генеральный директор РПК Владимир Калуженов, — большинство работников — из близлежащих городов и поселков, в том числе из Выборга, Высоцка, Приморска, Советска. Комплекс дает, как минимум, 500 рабочих мест.
Самая крупная стройка в Европе
На берег Финского залива строители пришли в начале июля 2002 года. Через несколько дней после закладки камня начались работы по организации временного городка строителей и строительной подготовке территории.
Темпы и объем строительства терминала поражали даже видавших виды строителей. В самый пик работ на объекте действовало около 100 кранов, без малого 1000 машин, общая численность работающих достигала 4,5 тысячи человек. Скорость работ превышала нормативы более чем в 2 раза.
Генеральным подрядчиком выступает ЗАО ‘ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой’, а в качестве субподрядчиков привлекали десятки организаций, в том числе и из Ленинградской области. Что характерно, на стройке заняты исключительно отечественные специалисты. Лишь финская фирма ‘Уником’ совместно с нашими работниками выстроила котельную ‘под ключ’. А нидерландская фирма ‘Балласт Хэм’ привлечена для выполнения дноуглубительных работ.
В качестве технических консультантов на строительной площадке находятся представители американской компании ‘Флуор’. Интерес американцев к строительству РПК понятен: значительная часть экспорта нефтепродуктов пойдет в США, где ‘ЛУКОЙЛУ’ принадлежит сеть АЗС Getty.
Строительство морской части распределительно-перевалочного комплекса — наиболее трудоемкая и технически сложная составляющая проекта. Гидротехнические сооружения РПК включают дноуглубление акватории и фарватера (судоходный путь длиной 40 миль), строительство трех причалов, более чем 100-метровой дамбы, соединяющей островок Детинец с основным островом Высоцк, укрепление береговой линии.
Созидать, не разрушая
Строительство и эксплуатация такого мощного объекта, как РПК в Высоцке, вызывает у жителей Выборгского района противоречивые чувства. С одной стороны, появится много рабочих мест, строят дороги, развивают инфраструктуру, решают социальные вопросы. С другой — людей волнуют, не пострадают ли уникальные места Карельского перешейка, не появится ли угроза здоровью.
Компания ‘ЛУКОЙЛ’ на всех своих объектах уделяет особое внимание природоохранным мероприятиям и не жалеет средств для обеспечения экологической безопасности. ‘ЛУКОЙЛ’ первым среди российских нефтяных компаний получил сертификат, подтверждающий, что система управления природоохранной деятельностью соответствует международному стандарту ИСО 14001.
И на строительстве РПК компания верна своему принципу: работая на земле и в море, не превращать окружающую природу в
окружающую среду. Еще при проектировании объекта на природоохранные цели были заложены внушительные суммы — более 170 млн руб. будет израсходовано на строительство сооружений, прямо или косвенно выполняющих природоохранные функции. Экологи компании разработали комплекс мероприятий по охране окружающей природной среды.
Терминал оборудован современными сооружениями для очистки всех образующихся сточных вод. Резервуары для хранения нефтепродуктов построены по принципу ‘стакан в стакане’ — имеют двойные стены, исключающие протечку продукта. Все емкости размещены на поддонах, предохраняющих почву и грунтовые воды.
РПК максимально защищен от опасности возгорания нефтепродуктов. Противопожарная система включает в себя орошение резервуаров, пенотушение, в том числе подслойное (то есть пена обволакивает нефтяную пленку), водяную завесу на причальных сооружениях.

С первого дня строительства идет экологический мониторинг. Его осуществляют специалисты ‘ЛУКОЙЛа’ и крупная организация — Региональный геоэкологический центр (структурное подразделение государственного федерального унитарного геологического предприятия ‘Центральная геологическая экспедиция’ Министерства природных ресурсов РФ).
Кроме федеральных органов, за проведением природоохранных мероприятий постоянно следит фирма ‘Флуор’ — американский партнер компании ‘ЛУКОЙЛ’.
Последние штрихи
Первый состав с нефтью прибыл в РПК 17 апреля, а 19 мая загрузили первый танкер ‘Калининград’. За два месяца до открытия терминал стал работать в пусконаладочном режиме. Идет окончательное апробирование систем, всех узлов, особенно отвечающих за экологическую безопасность. Решают вопросы благоустройства терминала, оборудования таможенного и пограничного пункта.
— С запуском нового терминала, тем более такого крупного, как ‘ЛУКОЙЛ-II’, — говорит губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, — роль области как крупного транспортного региона существенно возрастает. Предстоящий пуск РПК в Высоцке — событие важное не только для конкретной компании, но и для всей России.
Полина ЛАВРОВА